Турист Dmitrii (Digr)
Dmitrii
был 28 сентября 2021 23:12
Фотоальбом

Аурангабад и окрестности. Часть 1. Эллора

NIKON D5200
2 8
Аурангабад — Индия Февраль 2016

Собираясь в очередной раз в Гоа и планируя очередную вылазку вглубь Индии, выбор пал на Эллору и Аджанту.

Трехдневную экскурсию заказали у ребят, работающих в Гоа, с которыми уже несколько раз ездили по другим направлениям. Программа выглядела следующим образом: Эллора - форт Девагири в Даулатабаде - Аурангабад - Аджанта. Наша группа состояла из четырех человек и гида. На поезде нам предстояло добраться до Манмеда.
Трехдневную экскурсию заказали у ребят, работающих в Гоа, с которыми уже несколько раз ездили по другим направлениям. Программа выглядела следующим образом: Эллора - форт Девагири в Даулатабаде - Аурангабад - Аджанта. Наша группа состояла из четырех человек и гида. На поезде нам предстояло добраться до Манмеда.
Те, кто отдыхал в Гоа, наверняка, посещали водопад Дудхсагар и видели ж/д мост, посреди водопада. Наш маршрут как раз проходил по этому мосту и я планировал сделать несколько кадров, так сказать "сверху-вниз". Но из этой затеи, ничего не вышло, так как на подъезде к мосту индийцы забили тамбуры настолько, что нереально было попасть даже в них. Окна не открывались, а через мутные стекла можно было даже не пытаться. После моста тамбуры моментально освободились. На следующий день утром поезд прибыл в Манмед, где нас уже встречала машина, в которую мы пересели и отправились в Эллору.
Те, кто отдыхал в Гоа, наверняка, посещали водопад Дудхсагар и видели ж/д мост, посреди водопада. Наш маршрут как раз проходил по этому мосту и я планировал сделать несколько кадров, так сказать "сверху-вниз". Но из этой затеи, ничего не вышло, так как на подъезде к мосту индийцы забили тамбуры настолько, что нереально было попасть даже в них. Окна не открывались, а через мутные стекла можно было даже не пытаться. После моста тамбуры моментально освободились. На следующий день утром поезд прибыл в Манмед, где нас уже встречала машина, в которую мы пересели и отправились в Эллору.
Дальше в описании фото я использовал информацию, взятую из разных источников в сети.  Последний по времени создания и считающийся самым большим в Индии комплекс пещерных храмов и монастырей Эллоры расположен в 30 км к северо-западу от г. Аурангабада – центра одноименного округа в штате Махараштра. Все 34 пещеры Эллоры вырублены в невысоком базальтовом скальном обрыве, обращенном склоном к западу, и по религиозному принципу делятся на три расположенные отдельно друг от друга группы: на юге – 12 буддистских пещер, в центре – 17 индуистских и на севере – 5 джайнских.
Дальше в описании фото я использовал информацию, взятую из разных источников в сети. Последний по времени создания и считающийся самым большим в Индии комплекс пещерных храмов и монастырей Эллоры расположен в 30 км к северо-западу от г. Аурангабада – центра одноименного округа в штате Махараштра. Все 34 пещеры Эллоры вырублены в невысоком базальтовом скальном обрыве, обращенном склоном к западу, и по религиозному принципу делятся на три расположенные отдельно друг от друга группы: на юге – 12 буддистских пещер, в центре – 17 индуистских и на севере – 5 джайнских.
Буддистские пещеры № 1 - № 5  расположены справа от водопада.
Буддистские пещеры № 1 - № 5 расположены справа от водопада.
Мы оказались здесь в разгар сухого сезона и водопад естественно был пересохший. На фото виден желоб для стока воды.
Буддистские пещеры № 6 -№ 9 слева от водопада.
Буддистские пещеры № 6 -№ 9 слева от водопада.
Буддистская пещера № 5.
Буддистская пещера № 5.
Буддистские пещеры № 8 (внизу) и №9 (вверху).
Буддистская пещера № 10 (Visvakarma). Пещера № 10 является самой впечатляющей в группе буддистских пещер и наряду с индуистскими Пещерами № 16 (Kailasa temple ) и № 29 (Dhumar Lena) и джайнской Пещерой № 32 (Indra Sabha) относится к главным достопримечательностям Эллоры. Пещера № 10 датируется приблизительно 6-7 в.в. н.э. и является грандиозным махаянистским храмом, состоящим из главного зала с образом Будды, высеченного в форме чайтья-грихи, и находящегося перед ним почти квадратного двора, по периметру которого на двух уровнях расположены второстепенные святилища.
Расположенные рядом Пещеры № 11 (Do-tal) и № 12 (Tin-tal) (на фото) являются огромными трехэтажными храмами с главными святилищами, расположенными на верхних этажах.
Они датируются 6-7 в.в. н.э. и среди пещерных буддистских сооружений стоят особняком – ничего подобного на территории Индии попросту нет (единственное похожее сооружение – это двухэтажная индуистская Пещера № 15 (Das Avatara) здесь же в Эллоре).
Расположенные рядом Пещеры № 11 (Do-tal) и № 12 (Tin-tal) (на фото) являются огромными трехэтажными храмами с главными святилищами, расположенными на верхних этажах. Они датируются 6-7 в.в. н.э. и среди пещерных буддистских сооружений стоят особняком – ничего подобного на территории Индии попросту нет (единственное похожее сооружение – это двухэтажная индуистская Пещера № 15 (Das Avatara) здесь же в Эллоре).
Буддистская пещера № 12 (Tin-tal)
Буддистская пещера № 12 (Tin-tal)
Индуистские пещеры № 14 (Ravana-ka-khai) и № 13. 
Пещера № 14 считается одной из самых ранних индуистских пещер Эллоры и интересна еще и тем, что является шактистским храмом (в отличии от остальных пещерных индуистских храмов, которые в основном шиваистские). Пещера № 13 является незаконченной пещерой.
Индуистские пещеры № 14 (Ravana-ka-khai) и № 13. Пещера № 14 считается одной из самых ранних индуистских пещер Эллоры и интересна еще и тем, что является шактистским храмом (в отличии от остальных пещерных индуистских храмов, которые в основном шиваистские). Пещера № 13 является незаконченной пещерой.
Пещера № 16 (Kailasha temple)
Пещера № 16 (Kailasha temple)
Храм Кайласанатха, признанный ЮНЕСКО Всемирным наследием, по бюрократической традиции ASI (Археологической службы Индии) именуется всего лишь Пещерой № 16, хотя на самом деле является самым выдающимся и самым огромным целиком высеченным из скалы культовым сооружением не только в Индии, но и во всем мире.
Храм Кайласанатха, признанный ЮНЕСКО Всемирным наследием, по бюрократической традиции ASI (Археологической службы Индии) именуется всего лишь Пещерой № 16, хотя на самом деле является самым выдающимся и самым огромным целиком высеченным из скалы культовым сооружением не только в Индии, но и во всем мире.
Он датируется второй половиной 8-го в. н.э. – временем правления Кришны I из династии Раштракутра и относится к самым поздним сооружениям Эллоры.
Он датируется второй половиной 8-го в. н.э. – временем правления Кришны I из династии Раштракутра и относится к самым поздним сооружениям Эллоры.
Храм Кайлаша посвящен богу Шиве и построен в распространенном в те времена Центральном Декане стиле Весара (Vesara), который иначе называет Чалукья (Chalukya) по имении династии Чалукья из Бадами – места знаменитого своими пещерными и скальными сооружениями.
Храм Кайлаша посвящен богу Шиве и построен в распространенном в те времена Центральном Декане стиле Весара (Vesara), который иначе называет Чалукья (Chalukya) по имении династии Чалукья из Бадами – места знаменитого своими пещерными и скальными сооружениями.
Вид на галерею.
Вид на галерею.
Слоны-подпорки, вытесанные по нижнему ярусу, поддерживают все сооружение.
Слоны-подпорки, вытесанные по нижнему ярусу, поддерживают все сооружение.
 Галерея, охватывающая заднюю стену и примерно половину каждой из боковых стен.
Галерея, охватывающая заднюю стену и примерно половину каждой из боковых стен.
Вид из галереи на внутренний двор.
Вид из галереи на внутренний двор.
Большое панно изображает Равану (царя демонов в "Рамаяне"), который сотрясает гору Кайласа, дабы низвергнуть обитель Шивы и Парвати.
На фото правая часть двора. В центре – Нандимандапа. (Нанди - ездовое животное Шивы в образе быка).
На фото правая часть двора. В центре – Нандимандапа. (Нанди - ездовое животное Шивы в образе быка).
На фото левая часть двора. Каменный слон в натуральную величину, 17-метровая монолитная колонна и павильон Нанди (Нандимандапа).
На фото левая часть двора. Каменный слон в натуральную величину, 17-метровая монолитная колонна и павильон Нанди (Нандимандапа).
Крыша гапуры (входных ворот).
Крыша гапуры (входных ворот).
На фото Нандимандапа, Мукхамандапа и ступенчатая башня - вимана, увенчанная куполом - шикхарой. Под виманой находится гарбагриха с шивалингамом. Башня высотой 32,6 м была некогда покрыта побелкой, что олицетворяло заснеженные пики Кайласа.
На фото Нандимандапа, Мукхамандапа и ступенчатая башня - вимана, увенчанная куполом - шикхарой. Под виманой находится гарбагриха с шивалингамом. Башня высотой 32,6 м была некогда покрыта побелкой, что олицетворяло заснеженные пики Кайласа.
Крыша мандапы (зала собраний) украшена цветком лотоса с четырьмя каменными львами.
Крыша мандапы (зала собраний) украшена цветком лотоса с четырьмя каменными львами.
Здание храма (глубина – 50 м, ширина – 33.2 и высота – 36.2 м) расположено на высокой монолитной платформе и находится в огромном замкнутом дворе глубиной 84 м и шириной 47 м. Перепад по высоте скального склона, в котором он вырублен, составляет около 17 м (с 15.3 м до 32.6 м).
Здание храма (глубина – 50 м, ширина – 33.2 и высота – 36.2 м) расположено на высокой монолитной платформе и находится в огромном замкнутом дворе глубиной 84 м и шириной 47 м. Перепад по высоте скального склона, в котором он вырублен, составляет около 17 м (с 15.3 м до 32.6 м).
Каменотесы вырубили 85 000 кубических метров горной породы, идя с вершины горы вниз.
Каменотесы вырубили 85 000 кубических метров горной породы, идя с вершины горы вниз.
Пещера № 26 (Janwasa) и Пещера № 27 (Gawalaniche-lena). Пещера № 26 является шиваитским храмом. Пещера № 27 - незаконченная пещера. Является вишнуитским храмом, единственным, среди пещер Эллоры.
Индуистская пещера № 29 (Dhumar Lena) является одной из главных достопримечательностей Эллоры.
Индуистская пещера № 29 (Dhumar Lena) является одной из главных достопримечательностей Эллоры.
Равана, сотрясающий гору Кайлас
Равана, сотрясающий гору Кайлас
Пещерный храм Dhumar Lena создан в Эллоре между 580—642 гг. Сущест­вует еще лишь два подобных ему примера: храм Джогешвара на остро­ве Салсетте и храм Шивы на острове Элефанта, VIII в. Каждый из этих трех храмов, крестообразный в плане, имеет три входа, а в центре за­ла стоит самостоятельный объем святилища с одним входом.
Пещерный храм Dhumar Lena создан в Эллоре между 580—642 гг. Сущест­вует еще лишь два подобных ему примера: храм Джогешвара на остро­ве Салсетте и храм Шивы на острове Элефанта, VIII в. Каждый из этих трех храмов, крестообразный в плане, имеет три входа, а в центре за­ла стоит самостоятельный объем святилища с одним входом.
 По обе стороны входа в святилище стоят фигуры стражников-дварапала. По­добная планировка пещерных храмов в Эллоре и Элефанте повторяет форму плана индуистского храма Ладкхана в Айхоле, созданного еще в V в. в каменной кладке.
По обе стороны входа в святилище стоят фигуры стражников-дварапала. По­добная планировка пещерных храмов в Эллоре и Элефанте повторяет форму плана индуистского храма Ладкхана в Айхоле, созданного еще в V в. в каменной кладке.
Пещера № 32 (Indra Sabha). Закрепившееся за пещерой местное название Indra Sabha (Пещера Индры) является своего рода историческим казусом, связанным с тем, что довольно долго знаменитые фигуры джайнских якши и якшини  на втором этаже центрального храма идентифицировались как бог Индра и его супруга Индрани (в заблуждение вероятно ввел слон – вахана (ездовое животное) Индры).
Пещера № 32 (Indra Sabha). Закрепившееся за пещерой местное название Indra Sabha (Пещера Индры) является своего рода историческим казусом, связанным с тем, что довольно долго знаменитые фигуры джайнских якши и якшини на втором этаже центрального храма идентифицировались как бог Индра и его супруга Индрани (в заблуждение вероятно ввел слон – вахана (ездовое животное) Индры).
Пещера № 32 является одной из главных достопримечательностей Эллоры и представляет собой находящийся в скальной нише джайнский храм, состоящий из закрытого дворика и около десятка святилищ, расположенных на двух уровнях по трем его сторонам.
Пещера № 32 является одной из главных достопримечательностей Эллоры и представляет собой находящийся в скальной нише джайнский храм, состоящий из закрытого дворика и около десятка святилищ, расположенных на двух уровнях по трем его сторонам.
Посередине двора находится небольшое святилище в виде павильона слева от которого расположена колонна высотой 8.5 м (восстановлена во время реставрации из отдельных частей, найденных во дворе ), а справа – прекрасная фигура слона, держащего хоботом манговую ветвь.
Посередине двора находится небольшое святилище в виде павильона слева от которого расположена колонна высотой 8.5 м (восстановлена во время реставрации из отдельных частей, найденных во дворе ), а справа – прекрасная фигура слона, держащего хоботом манговую ветвь.
Высеченная на правой стене якшини Сиддхайика (Siddhayika) изображена сидящей на льве в позе лалита-асана (правая опущенная нога опирается на лотос) в окружении свиты под манговым деревом. Ее частично разрушенную корону венчает миниатюрная фигурка Махавиры в позе медитации.
Находящийся напротив якша Маданга так же сидит в лалита-асане под деревом, но на лежащем на земле слоне, который держит в хоботе что-то похожее на цветок. В его короне так же можно рассмотреть миниатюрное изображение Махавиры.
Храм выполнен в традиционном для Центрального Декана тех времен стиле, который сочетает особенности северного  (Нагара, Nagara) и южного (Дравидский, Dravida) и называется Весара (Vesara) или Чалукья (Chalukya) – по имени династии Чалукьев из Бадами.
Храм выполнен в традиционном для Центрального Декана тех времен стиле, который сочетает особенности северного (Нагара, Nagara) и южного (Дравидский, Dravida) и называется Весара (Vesara) или Чалукья (Chalukya) – по имени династии Чалукьев из Бадами.
Главный зал второго этажа в отличии от первого был полностью закончен и украшен множеством каменных скульптур (главным образом тиртханкаров и их окружения), расположенных в нишах вдоль северной, восточной и западной стен. Единственной утратой является находившаяся посередине зала под лотосовым медальоном  чаумукха (chaumukha), от которой остался только ступенчатый постамент.
Главный зал второго этажа в отличии от первого был полностью закончен и украшен множеством каменных скульптур (главным образом тиртханкаров и их окружения), расположенных в нишах вдоль северной, восточной и западной стен. Единственной утратой является находившаяся посередине зала под лотосовым медальоном чаумукха (chaumukha), от которой остался только ступенчатый постамент.
Пещера № 33 (Jagannatha Sabha) является двухэтажным храмом, посвященным (как и Пещера № 32) 24-ому джайнскому тиртханкару  Махавире (Mahavira), изображения которого находятся в центральных святилищах первого и второго этажей.
Пещера № 33 (Jagannatha Sabha) является двухэтажным храмом, посвященным (как и Пещера № 32) 24-ому джайнскому тиртханкару Махавире (Mahavira), изображения которого находятся в центральных святилищах первого и второго этажей.
После осмотра Эллоры мы отправились в отель ужинать. После ужина гид предложил посетить храм Гришнешвара (где находится один из 12 джьотирлингамов упомянутых в Шива-пуране), расположенный неподалеку, но все были сильно утомлены и отказались, о чем я сейчас сильно сожалею. Утром предстояло двинуться дальше.
После осмотра Эллоры мы отправились в отель ужинать. После ужина гид предложил посетить храм Гришнешвара (где находится один из 12 джьотирлингамов упомянутых в Шива-пуране), расположенный неподалеку, но все были сильно утомлены и отказались, о чем я сейчас сильно сожалею. Утром предстояло двинуться дальше.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому